17 марта — Прощённое воскресение

Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту.

Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения.

В конце службы священник первым испрашивает у верующих прощения. На аналое рядом с солеей выносятся и полагаются иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Священство и прихожане прикладываются к ним и просят прощения друг у друга.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Прощеным. Заговенье на Великий пост для тех, кто собирается его соблюдать, означает, что 18 марта — последний день, когда разрешена непостная пища.

Чин прощения — древняя монашеская традиция, возникшая в Египте. Тогда подвижники после чина прощения уходили в пустыню и возвращались в монастырь только к Лазаревой субботе. Однако некоторые монахи погибали в пустыне из-за болезней, нападений разбойников и диких зверей. Помня об этой опасности, монахи и испрашивали друг у друга прощения и прощали обиды, чтобы в случае гибели с чистым сердцем предстать перед Богом.

Краткая история

Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимены и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33, в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе.

 

This slideshow requires JavaScript.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *